Дрожащие твари и фантазии гриндевальдов
14:55
Ну что, поклонники поттерианы, седлайте свои метлы, ищите фестралов или просто трансгрессируйте, чтобы попасть в кинозал на «Фантастических тварей-2». Первую часть я очень быстро и прочно забыла, а вторая неожиданно дает пищу для размышлений. Тварей в ней в этот раз получилось мало, за что отдельное спасибо авторам фильма. И в центре ленты оказалась гораздо более интересная тема, чем побег волшебных зверей и их проделки на улицах города.
И снова я предлагаю посмотреть на картину несколько шире, следуя за цепочкой мыслей и идей, что появляются друг за другом после просмотра такого казалось бы несложного по своим сообщениям зрителю кино.
Восторженный зрительник, обленившийся звуковик
Начнем с того, что вся кино-поттериана и ее продолжение – просто пир для восприятия звуко-зрительных людей. Зрительный человек – это который про желание любви, красоты и чувств, наслаждается ярким цветным волшебным миром, приключениями и загадками.
Сколько трепетных эмоций можно получить, сопереживая родным героям, постоянно попадающими в крутые переплеты. Сколько радости испытать от того, что свет опять побеждает тьму. А чего стоят сочные картины равнин и холмов Англии, таинственный строгий Хогрвартс, игрушечный Хогсмид, полеты на метлах и крылатых созданиях.
Фото Джеки Тран |
А звуковики – это те, кому томиться в этом мире материй одно наказание, – серию за серией чувствуют себя властителями над временем, пространством и друг над другом. Это настоящее удовольствие – избавиться хоть мысленно от твердых пут реальности, сковывающих гордый дух, и вместе с героями мгновенно преодолевать расстояния, оказываться в прошлом, повелевать этими презираемыми материальными предметами и даже – людьми.
Это блаженство, нисколько не напрягая ум и душу, раскрывать свои самые тайные желания с помощью зеркала Еиналеж, самые глубинные страхи – через богарта. Понять, что из событий детства нанесло моей душе самый тяжелый отпечаток, отчего я испытываю неясные мучения, тоже можно – после «общения» с Дементорами. Приятного мало, конечно, но очередные тайны собственной психики раскрыты.
Родные желания звуковика, часто остающиеся в бессознательном, познавать себя, свою природу и природу других людей, определять, что там внутри нас оживляет, – воплощаются в этой сказочной истории сказочным же образом. Были бы под рукой волшебная палочка и другие волшебные предметы. А сосредотачиваться на других, силой мысли проникая в глубинные мотивы их действий, осмыслять свои поступки и жизнь – это же труд, причем не малый.
Справа фото Александра Петросяна |
Как плохо видящему человеку нужны очки, слабо слышащему – слуховой аппарат, так неудовлетворенному звуковику нужны сублиманты, чтобы хоть как-то вступать во взаимодействие с окружающим миром: фантастика входит в их перечень и является, конечно, не самым плохим вариантом.
И тут мы подбираемся к центральной теме очередного фильма поттерианы.
Кто тварь дрожащая, а кто право имеет
В звуковом поиске первопричины всего сущего и его смысла и обладая при этом абстрактным интеллектом, звуковик задается вопросами о социальных преобразованиях, определяющих развитие всего человечества. И именно эти идеи двигали человечество вперед в социально-политическом прогрессе, провозглашая равенство, братство, свободу как наивысшие ценности.
Другое дело, когда идеи общественных перемен рождаются в головах тех, у кого звуковой вектор находится в состоянии недоразвитости или жестокой фрустрации. Один из центральных героев ленты – белесый красавец Грин-де-Вальд, будучи предтечей Волан-де-Морта, провозглашает извращенную мысль о социальных изменениях, которая про «давайте помнить, кто тут тварь дрожащая, а кто право имеет». Корни этой мысли связывают с идеей сверхчеловека, которую каждый понимает на свой лад.
Немало больных звуковиков, возомнивших себя сверхчеловеками и одержимых жаждой перекройки общественного порядка по своему извращенному представлению берутся за дело и пытаются довести его до конца. Самой яркой, самой масштабной и самой чудовищной фигурой в этом ряду является, конечно, Адольф Гитлер, отсылки к идеологии которого мы находим в произведениях Джоан Роулинг.
Идея разделения волшебников на чистокровных и грязнокровных и определение в соответствии с этим места каждому в общественном устройстве – неприкрытая аналогия, на которой и строится вся борьба между добром и злом в поттериане. Конечно, дело тут не в одном только звуковом векторе, а еще и вот в этом.
Гриндевальд и волшебное сообщество избранных
О, да, я Избранный, я Мудрый,
Посвященный, Сын солнца,
я — поэт,
сын разума, я — царь.
К. Бальмонт
Грин-де-Вальд действует тоньше, а потому коварнее, чем поборник чистокровных волшебников Салазар Слизерин и совсем уж топорный злодей Темный Лорд. В сцене выступления перед своими приспешниками Геллерт взывает к их желанию перемен, правды и любви. Видимо, волшебники тоже плачут и в магическом мире есть место несправедливости и несчастью.
Злодей заявляет, что не презирает маглов и не считает их хуже волшебников. Просто они имеют другое предназначение. Далее следует контрольный выстрел в голову: «Магия зарождается только в избранных душах, ею владеют те, кто живет для высших целей, и мы построим прекрасный мир для всего человечества, мы – кто живет ради свободы, правды и любви».
Слаще меда слова о моей избранности, сильнее любого вина пьянит ощущение, что именно я, я право имею понимать, что происходит, и вершить, облагодетельствовать неразумных и … Знает белокурая бестия, куда бить.
Эх, эти аргументы актуальны и в мире маглов по сей день: мало какой современный представитель избранного российского общества интеллектуалов не фыркнет в сторону ничего не соображающих 80% населения России. Стоит уточнить у А. Макаревича, может, процент и повыше будет.
Такое вот сочетание звукового высокомерия (я выше вас всех) и зрительного снобизма (я интеллектуально и эстетически вас превосхожу). Как тут словами «быдло» и «стадо» кидаться-то не начать?
Но вернемся к нашей картине. Любое приличное публичное выступление только выигрывает от видеоряда.
Остановите нас
Единственная существующая опасность – это сам человек.
Мы – это источники всего возможного грядущего зла.
Карл Юнг
Свою короткую пламенную речь Грин-де-Вальд не оставил без видео-материала. Он показывает своим приспешникам сцены будущего: страшная война, ядерный гриб… «Наш враг – их высокомерие, их варварство, их жажда власти».
Конечно, неразумных маглов надо остановить, взять в свои руки правление не только миром магов, но и миром людей. Восстать и не допустить разрушения планеты этими фантастическими глупцами.
Как представитель мира маглов, признаю, в этом ты прав, Грин-де-Вальд, ох, как же ты прав. Да, мы такие. И – да, все эти страшные картины мы реализовали. Мы высокомерны, эгоистичны, нам ни до кого, кроме себя, нет никакого дела, наша неприязнь друг к другу достигла небывалых размеров, да что там – нас трясет от ненависти и мы на пороге самоистребления.
Можно было бы еще показать, как мы воюем, устраиваем массовые расстрелы в школах, как мы калечим психику наших детей и забываем своих стариков. Врем, воруем, ненавидим. Закону и культуре уже не сдержать нас. А все потому, что мы очень несчастны.
Магия убеждения
Если вы не в курсе, впереди еще 3 части фантазий на тему тварей. И главная битва, как мы предполагаем, будет разворачиваться за обскура Криденса. В магическом мире ребенок, который был вынужден подавлять свою магию из-за внешних запретов, становится обскуром – то есть носителем паразитического сгустка темной энергии. В момент потери контроля над собой обскур превращается в стихию, громящую и разрушающую все вокруг.
Конечно, такая мощная суперсила да вместе с бузинной палочкой – подходящий арсенал для осуществления планов товарища Грин-де-Вальда. Остается только заманить эту потерянную душу в свои объятия, притянуть к себе и приручить.
И у него это получается. Как? Также, как и с пополнением армии своих приспешников. Элитное волшебное сообщество томится в ожидании перемен, жаждет мести за несправедливость существующих порядков, изнывает под гнетом собственной избранности и гениальности и получает из уст убедительного злодея твердые обещания восполнить эти нехватки.
Криденс Бэрбоун – приемный сын, не знающий своих родителей, не понимающий свою природу, свои желания и душу. Он страдает мучительным вопросом, сакраментальным вопросом звуковика – кто я? И хотя его жажда узнать, кто он, связана и с тайной его происхождения, история эта ему нужна лишь для того, чтобы понять себя и свое предназначение. Непреодолимо влечет его туда, где он надеется получить ответ.
Какими только дорогами не идет брат-звуковик в поисках самого себя: религия, эзотерика, философия, наука, литература, музыка, иностранные языки… Часто путь пролегает в джунглях бессознательного, часто он меняет маршруты, но цель одна – добраться до того места, где произойдет вожделенное узнавание, кто я, почему я, зачем я?
Грин-де-Вальд заверяет Криденса, что рядом с ним он получит ответ на свой главный вопрос. И вот уже и любимая женщина забыта,
так неудержимо влечет к разгадке.
Всем сестрам по серьгам, хотя бы в обещаниях. Незамысловатая иллюстрация риторики убеждения. И в этом ты прав, Грин-де--Вальд.
Мы и они
Один я умный в белом пальто стою красивый
Приписывают В. Новодворской.
А знаешь, в чем ты не прав, Грин-де-Вальд? В том, как ты употребляешь местоимения. Пока есть «наше» и вот это вот «их», ничего хорошего не происходит. «Они» – это значит чужие, это значит далекие. Это значит – я не болею за них и не думаю о них. Точнее, думаю, но лишь о том, как использовать и применить. По своему усмотрению, разумеется. И для своей же пользы.
А еще это значит, что я не вижу ни капли своей ответственности и своего вклада в социальные беды и патологии. Я, исполненный своей правоты, просто беру и красиво выношу себя за скобки.
- кругом воры и мошенники, но это, конечно, не я
- никто не хочет думать о других, но это, конечно, не я
- вокруг коррупционеры и взяточники, но это, конечно, не я
- вся страна сошла с ума, но это, конечно, не я
- в привычках русского народа гадить, но это, конечно, не я
- 80% населения России – быдло, но это, конечно, не я
А я, а я – один я умный в белом пальто стою красивый.
Фото Александра Петросяна |
А как вам идея о сверхчеловеке, который обладает способностями счастливо жить среди других счастливых людей? Что это за способности?
Слушать призывы, наставления и проповеди о том, как этого достичь, от гриндевальдов совсем нет охоты.
А раскрыть самому, изучая психику человека, определив причинно-следственные связи и увидев картину целиком – это совсем другая история. И она дорогого стоит.
Статья написана на основе материалов тренингов "Системно-векторная психология" Юрия Бурлана
5 коммент.
Просто шикарная статья. Как прав автор, говоря о том, что все мы эгоисты. Нам трудно посмотреть на себя в зеркало и признать, что я такой же как все. Корона мешает. Поэтому мне можно все, а остальные должны подчиняться моей воле. А если что не так, так сразу в зубы, морально или физически. У кого как
ОтветитьУдалитьЧаще всего мы не видим как раз того, что в нас проявляется ярче всего. Такие огромные слепые пятна в понимании себя, да. Спасибо а отклик!
УдалитьАж дух перехватило! Браво автору!
ОтветитьУдалитьЯ рада, что понравилось!)
Удалитьшикарно!
ОтветитьУдалить